Райнхард Шпренгер  
Мифы мотивации 















На главную
Издательство "Духовное познание"
Philadelphia
Семинары и конференции
Школа на Воскресенской
Семья и школа
Написать письмо
Наши ссылки












   
Райнхард Шпренгер. Мифы мотивации (обложка)


   РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА
   или два с половиной шага к истине Райнхарда Шпренгера
   
   Райнхарда Шпренгера называют в Германии человеком, изменившим мир менеджмента! Этот титул присвоен ему в конце прошлого века, после публикации «Мифов мотивации». Книга стала бестселлером: семнадцать переизданий с момента выхода первого издания в 1991 году! Общий тираж составил 175 000 экземпляров! Такой успех выпадает на долю далеко не каждого знаменитого беллетриста, здесь же речь идет о книге специальной, написанной специалистом и для специалистов.
   Первая причина такого неослабевающего интереса к книге, которую сам автор определил как вызывающую и спорную, прежде всего в теме. Мотивация, мотивирование – одна из самых серьезных проблем современного менеджмента. Вторая – в тех выводах, к которым он пришел в результате ее исследования. Годы заседаний, семинаров и тренингов, горы публикаций посвящены вопросу, как еще лучше мотивировать работников, какими еще приемами и методами добиться от них еще больших достижений, еще большей трудовой отдачи. Ведь умение мотивировать сотрудников на выполнение поставленных перед ними задач считается сегодня, по сути, основной обязанностью и одновременно основным достоинством менеджера. И вдруг появляется исследование, претендующее доказать, что всеми признаваемые, широчайше практикуемые во всех сферах бизнеса системы мотивирования, практически возведенные в ранг высшего искусства менеджмента, завели современное предпринимательство в тупик, что мотивирование как раз и является прямой причиной растущей и также всеми признаваемой демотивации и внутреннего увольнения. Одного такого заявления, что «демотивация есть прямое следствие мотивирования», достаточно, чтобы мир менеджмента почувствовал себя потрясенным. Потому что признание этого факта равносильно признанию, что краеугольный камень современной экономической цивилизации положен криво, что нужно перестраивать все ее здание, которое накренилось как Пизанская башня, и находиться в нем давно уже стало опасно для жизни. То есть это признание влечет за собой необходимость пересмотра всех основных общепризнанных и долговременным применением как бы узаконенных воззрений, что и как нужно делать в современном бизнесе. Значит, нужно действительно менять весь мир менеджмента.
   Но остановимся только на одном коренном моменте, возьмем основную фигуру этого мира – самого менеджера, и посмотрим, как в свете нового взгляда должен измениться он. Если до сих пор основной его задачей было мотивирование персонала, то теперь, согласно Шпренгеру, основной задачей менеджера должно стать умение «не мотивировать, а умение устранять демотивацию». Потому что мотивирование, идущее извне, от менеджера, подавляет исходящую изнутри мотивацию сотрудника. Из этого мы видим разницу между мотивацией, которая и приводит человека в этот мир, она есть у каждого, она индивидуальна и обозначает самоуправление индивида, и мотивированием как преднамеренным действием начальника или системы стимулирования, что с неизбежностью превращает мотивирование во внешнее регулирование. Это происходит потому, что сознание менеджера всецело (путем мотивации свыше!) направлено на то, как овладеть мотивацией сотрудника, и насильственно сводит сложность, многогранность реальности к «простой и обозримой». Тот, кто мыслит линейно, вынужден изобретать простую непротиворечивую действительность, потому что только в такой «действительности» безотказно работают унаследованные им системы мотивирования и незыблемой остается его власть.–Но чтобы соответствовать новому уровню задач, новый менеджер «должен быть в состоянии выдерживать одновременно несколько истин, кажущихся противоречащими друг другу». Важно также отметить, каким путем пришел Райнхард Шпренгер к своим основыопровергающим открытиям. Этот путь прост, нагляден и повторим. Об этом красноречиво говорит композиция книги. Она состоит из трех частей, которые, несколько отступая от авторской воли, но только чтобы яснее обнажить их суть, можно назвать так : Наблюдения, Размышления, Выводы. В принципе, это три универсальных упражнения, три шага, которые неизбежно должен сделать каждый, если он хочет разобраться в каком-либо явлении. Важно при этом быть свободным и наблюдать, размышлять и обобщать из самого себя, целостно и непредвзято, а не из-под полы очередной овладевшей умами и затмевающей непосредственность восприятия теории.
   Одно из важнейших духовнонаучных течений современности, гетеанизм, был создан Гете после его знаменитого путешествия по Италии. По словам самого Гете, во время своего путешествия он, в сущности, не увидел ничего нового, но то, как он увидел известные ему факты окружающей действительности, это было совершенно новым. То есть это новое, благодаря чему возникло духовнонаучное течение, способное обновить абсолютно все сферы деятельности человека, крылось не в наблюдаемых фактах, не вне, а внутри, в самом наблюдателе.
   Примерно то же самое мог бы сказать Райнхард Шпренгер о своем «путешествии» по лабиринтам современных систем мотивирования. Его многолетние наблюдения не привели к открытию новых фактов, но общеизвестное и общепринятое он увидел по-новому. То есть: новизна проявилась не в явлениях внешней действительности, а во взгляде на них.
   Чтобы понять, что же произошло на самом деле, вернемся к нашему примеру. Из факта растущей демотивированности всегда делался вывод, что необходимо еще больше и лучше мотивировать. Совершенствованию системы мотивирования как раз и посвящаются годы заседаний и горы публикаций, упомянутые нами в начале. Шпренгер же увидел во внешнем мотивировании прямую причину охватывающей все большие слои рабочих и служащих демотивации, потому что мотивирование, действующее по принципу «сделаешь то, получишь это», противоречит подлинному образу человека. То есть он увидел по-новому потому, что в нем самом появилось нечто новое, новое ощущение самого себя, ощущение нового образа человека, позволившие привычное и общепринятое увидеть в совершенно ином свете. Обнаружение связи между отрицательно действующим мотивированием и упрощенным образом человека – безусловная заслуга автора. Это – факт решающий. Именно открытие этого факта позволило автору сделать важнейший вывод: устранение все возрастающей демотивации невозможно без познания нового образа человека. И никакие комбинирования методов менеджмента и технологий мотивирования, другими словами, никакой промышленно-экономический экуменизм, когда одно механически сочетается с другим, здесь не помогут. Здесь нужно нечто совершенно новое, основывающееся на новом видении человека и мира.
   В этих выводах и есть сила двух первых частей книги, наблюдения и размышления, но этим же обусловлена недостаточность, очевидная незавершенность третьей части: предложения. Критический импульс первых двух частей настолько силен, что позитивный импульс третьей почти не ощущается. Понятно, почему: позитивный импульс третьей части звучит слабо прежде всего из-за недостаточного раскрытия образа человека, знание которого, как это убедительно показал сам автор в первых двух частях, как раз и нужно, чтобы действительно устранить причины демотивации. И хотя Райнхард Шпренгер и утверждает, что третья часть книги и есть его ответ на вопрос, а как же лучше, он, тем не менее, тоже ощущает, что этот ответ не полон, что все как бы зависло, что третий шаг к истине целиком еще не сделан... Не случайно он завершает свое введение к книге следующими словами: «Я хотел бы иметь читателей, которые чувствуют холодное дуновение от неприятия всерьез, манипулирования и скрытого обесценивания, когда их «мотивируют». Таким читателям книга могла бы кое-что сказать. Но она должна дойти до сознания и тех людей, которые решились действовать из другого образа человека, быть может, скорее чувствуя, нежели уверенно зная, что мир покоряется нашим волевым устремлениям, а не наоборот».
   Эти слова - призыв к сотрудничеству, прямое обращение к тем, кто готов действовать из нового образа человека, даже не обладая уверенным знанием этого нового образа.
   Для тех, кто услышал и хотел бы действовать в духе услышанного: banzeliouk@kaluga.ru.
   
   Николай Банзелюк,
   независимый консультант,
   член Ассоциации социального развития (ASD),
   Ассоциации консультантов по управлению и оргразвитию России (АКУОР).

Шпренгер, Райнард
МИФЫ МОТИВАЦИИ. / Перевод с нем. - Калуга: «Духовное познание», 2004г. - 296 стр.


Высылается по почте. Условия заказа см. здесь.




Издательство | Авторы | Philadelphia | Прайс-лист | Наши ссылки